Терапия травмы любой длительности предполагает ряд этапов.
1 этап. Консультирование и просвещение.
Это этап, на котором мы обсуждаем с клиентом, что такое психотерапия,
что такое работа с травмой, какие трудности могут возникнуть, как она
работает, за счет чего. И делаем пробные заходы, маленькие кусочки
работы. В этой работе много консультационной составляющей.
Предполагается чтение клиентом популярной литературы по теме, которую
рекомендует терапевт, обсуждение ее. Этап этот длится от 1 до 3 сессий,
реже 5.
2 этап. Заключение контракта.
Контракт имеет три измерения: контракт отношений, контракт технический, контракт условий.
— Контракт отношений – обсуждение того, на какие качества личности терапевта, его особенности клиент надеется в своей работе, почему он выбрал именно его, чего он ждет от него, чего боится и тд. И это обсуждение ролей. На этом этапе развенчиваются идеи вроде того, что терапевт скажет что делать в жизни и будет счастье, или что терапевт как врач – за все отвечает, а клиент не отвечает ни за что. Прояснение того, что терапия – это взаимное действие, где 80% работы проводит сам клиент. Про важность диалога.
— Контракт технический. Договор о том, что конкретно собирается делать клиент для избавления от травмы на сессиях и как конкретно в этом будет содействовать ему терапевт. Для чего делаются те или иные упражнения? Что при этом делает терапевт? Что при этом делает терапевт? Что можно делать с этим клиентом а что нельзя? (допустимы ли прикосновения). Т.е. какие конкретно усилия прилагает клиент, какие – терапевт, что мы вместе делаем, чтобы стало лучше.
— контракт условий. Частота встреч, оплата, скидки, оплата
пропущенных сеансов. Все это надо фиксировать, потому что клиент имеет
свойство забывать. Особенности проведения сессий: например, возможность
перебивать особо болтливого клиента (пояснить почему и получить
согласие).
Обычно на этот этап уходит 1 сеанс.
З этап. Подготовительная работа.
Развитие способности осознавать свое тело, возвращаться в него.
Способность замечать свои телесные ощущения. Составление словаря
ощущений. Развитие способности к контейнированию. Заземление.
Обнаружение и культивирование ресурсов. Работа с границами: обнаружение и
развитие телесных, социальных, эмоциональных границ. У разных клиентов
уходит разное количество времени. У одних – 3-4 сессии, у других – годы.
4 этап. Активная работа с травмой.
Процессы исцеления травмы:
Процесс трансформации травматических ощущений. Эти ощущения, когда мы
их медленно и аккуратно прослеживаем, применяя ресурсы, начинают
трансформироваться в менее заряженные и боле спокойные ощущения.
Происходит именно за счет процесса прослеживания клиента вместе с
терапевтом.
Завершение травматических реакций. Завершение действий, реакций тела, которые были остановлены в момент травмы.
Резонанс. Когда тело клиента учится у тела терапевта включать ресурсы, оставаться с симптомами исцеления, не бояться их.
Развитие заблокированных способностей. Когда мы освобождаемся от самих
травматических симптомов, возникает проблема недоразвитости тех
способностей, которые травма остановила. Чем более ранняя по возрасту
травма, тем в большей степени она блокирует какие-то простые
способности, например, заботиться о себе, отстаивать свои границы. В
любом терапии мы работаем с недостаточно развитыми способностями, но при
травме попытка развивать эти способности приводит к развитию
травматических симптомов: сжатие, сверхбдительность, беспомощность,
диссоциация. Это один из способов определения травмы развития, когда
какие-то важные способности и навыки не сформировались, а при попытке их
освоить возникают симптомы травмы (человек теряется, сжимается,
перестает соображать, т.е. ему это трудно по причине возникновения
симптомов травмы). Тогда мы говорим о травме развития. При этом данные
симптомы важно отличать от задержки развития без травмы – например,
человек просто этого не умеет, не принято было в семье, не учили и т.п.,
но тогда это другое направление работы.
5 этап. Завершение работы. Очень сложный, интересный и важный процесс, который предполагает становление автономии клиента, когда он учится все больше и больше опираться на себя, на то му он научился в процессе терапии, а не на терапевта. Отделение того, чему удалось научиться и сделать, от того, чего не удалось, – принятие результатов терапии и принятие разочарований в терапии.