ЕСЛИ К ВАМ ПРИШЕЛ МАНЬЯК

Маленькое эссе о позитиве и воодушевлении. Реакции на кризис не исчерпываются уже многократно обсуждаемыми тревогой и депрессией. В своей практике мы можем столкнуться с гипоманиакальными состояниями («гипоманиакальный» — маниакальный слегка, чуточку). Это значит, что на внезапное изменение обстановки и своего экономического положения люди могут ответить длительным перевозбуждением.
В благоприятной социально экономической ситуации человеку легче осознать свое перевозбуждение, потому как на спокойном фоне оно выглядит неадекватно. Но в «эпоху перемен» перевозбужденный человек может даже не замечать своего состояния. Для окружающих он тоже может выглядеть вполне нормально: » ну а что делать, если такие дела творятся, все сейчас должны не унывать и стараться выйти из кризиса»
Как можно понять что перед вами человек в гипоманиакальном состоянии?
Во первых он может быть в приподнятом настрении, много шутить, весело рассказывать невеселые истории. Конечно, не стоит каждого радостного клиента считать маньяком, но если шутки и смех мешают человеку выразить свою мысль, то стоит быть внимательным, может вы увидите и другие признаки маниакального состояния, например очень быструю речь и хаотичное перескакивание с темы на тему в разговоре, требующем концентрации. Предложение клиенту оценить, насколько сейчас он полезно проводит время, делает ли он что-то важное для себя, иногда помогает сосредоточиться и заметить свою скачку идей.
Тут очень важно не конфронтировать с приподнятым настроением, даже если оно вам кажется неадекватным. Куда эффективнее просить более широко описать свое состояние. «Что еще вы замечаете в своем состоянии?» — вопрос, который позволяет иногда сконцентрироваться и не торопиться. Благодаря этому клиент может обнаружить в своем приподнятом настроении некоторую истощенность, взвинченность, перевозбуждение и напряженность. Терапевту важно сохранять свой ритм и такт во всем: в дыхании, в прислушивании к самому себе и в концентрациии внимания на клиенте, в речи, в количестве интервенций. Главное правило не разгоняться пытаясь успеть за быстрой речью клиента, не пытаться удержать в голове все ответвления его соскальзывающего мышления. Вместо попыток понять все, что повествует клиент, важно поддерживать концентрацию внимания на здесь и теперь, на том, что сейчас происходит с клиентом и с вами. Количество интервенций должно быть очень небольшим, чем меньше — тем лучше.
На фоне такого приподнятого настроеная человек проявляет раздражительность, мы можем видеть странное, радостно-раздражительное настроение. Раздражительность — следствие нетерпения, стремления как можно быстрее сбросить избыточную энергию, как можно быстрее достичь цели и перейти тут же к следующей. Неспособность удерживать возбуждение, страх перед своим внутренним миром обращают человека целиком во внешний мир, он становиться отвлекаемым, реагирующим на стимулы, которые не стоят его внимания. Нетерпеливость клиента отражается на состоянии терапевта. Терапевту важно быть внимательным к своему состоянию и не впадать в нетерпеливость, стремясь как можно быстрее заставить клиента быть последовательным.
Нередко гипоманиакальные клиенты декларируют идеи «позитивного мышления и оптимизма». Однако позитивное мышление в их исполнении выглядит как отрицание трудностей проблем и рисков. Действительный оптимизм это установка но поиск возможностей и ресурсов при сохрании внимания к трудностям и рискам.
Раздражительность иногда может переходить в открытую агрессию. Агрессия проявляется в радостном поношении всех, кто разозлил клиента, вынашивании враждебных планов, угрозах терапевту, если он по неосторожности вступил в избыточную конфронтацию с клиентом. В случае гипоманиакальных состояний поддерживать агрессию клиента не стоит, клиенты в таких случаях кусают, но не удерживают, не замечают потребности, стоящие за агрессией. Именно это и есть главный вопрос: «- Добиваетесь ли вы чего-то?»
Запрос на терапевтическую работу у гипоманиакальных клиентов, как правило, связан с реализацией внезапно появившихся сомнительных планов. В гипоманиакальном и маникальном состояниях люди берут кредиты, не утруждая себя оценкой своей платежеспособности, берут на себя обязательства не задумываясь о времени необходимом для работы, начинают серьезные отношения, зачастую ничего не зная о партнере. В тяжелых случаях требующих вмешательства психиатра проекты носят грандиозный характер, вплоть до осознания своей мессианской или божественной роли. Тут, так же как и в случае с приподнятым настроением, не стоит заниматься конфронтацией с нереалистичностью и рискованностью его проектов но и всерьез вместе с ним заниматься прожектерством тоже не стоит. Куда продуктивнее обращать внимание клиента на то, что происходит с его состоянием, мышцами, дыханием, чувствами и мыслями, когда он обдумывает свой грандиозный проект. В сложных случаях, когда гипомания переходит в манию клиент с гневом или хохотом отвергнет ваши предложения прислушаться к себе. Но если базисная способность к осознаванию не нарушена, то он сможет заметить, что перенапряжен, напуган и уже истощает себя.
Человек в гипоманиакальном состоянии одевается более небрежно, чем вы обычно привыкли его видеть, даже иношда доходя до неряшливости и причудливости в одежде. Уровень общей моторной активности очень высок, клиенту зачастую трудно усидеть на месте. Обращать внимание клиента фразами типа: «- Ты сознаешь, что ты делаешь руками?» зачастую бесполезно, потому как люди в таком состоянии не замечают связи своих ощущений со своими движениями и воспринимают такие интервенции как досадное пристыживание со стороны недалекого, тревожного терапевта. Иногда как вариант подходит предложение клиенту позаботиться о саоем комфорте.
Отдельной проблеммой гипоманиакальных состояний является повышенная сексуальная активность. Клиент может часто соскальзывать на обсуждение секса, сексуализировать общение с терапевтом. В таких случаях важно быть внимательным и не торопиться делать секс и сексуальные проблемы главной темой беседы, сначала стоит подумать действительно ли это тот вопрос, который клиент намеревался обсуждать сегодня.
Одна из серьезных проблем гипоманиакальных клиентов — потеря осознавания базовых потребностей, таких сон, еда, безопасность, тепло. Именно обращение внимания на эти простые потребности, забота об их удовлетворении помогает многим прити в себя.
В гипоманиакальном состоянии целью является не реализация грандиозных планов, а забота о себе здесь и сейчас. Берегите себя, друзья!
#гипомания
Автор: Денис Андрющенко
Отправлено с iPhone

stepone

Оставить отклик

Ваш адрес эл.почты не будет опубликован.