ИНТРОСПЕКТИВНАЯ БЕЗГРАМОТНОСТЬ, ПСИХОТЕРАПИЯ И МЕДИТАЦИЯ

Успех личностно- ориентированной психотерапии во многом зависит от наличия у клиента (пациента) хотя бы элементарных навыков самонаблюдения и донесения результатов такого самонаблюдения другому человеку через речь, образы и символические действия.

Интроспективная безграмотность зачастую оказывается препятствием, для сколько нибудь эффективной психотерапевтической работы.

Однако обучать самонаблюдению, когда человек испытывает какие-либо невротические страдания (интенсивную тревогу, подавленность, функциональные нарушения сна, пищеварения сексуальных функций, дыхания, нарушения поведения в виде импульсивности или заторможенности и т.д.) как правило, весьма затруднительно, а иногда и поздно.

Поздно потому, что вынужденный обращаться за терапией клиент, в силу имеющихся у него расстройств, испытывает дефицит когнитивных ресурсов (внимания, памяти, волевых функий) и отношений поддержки с другими людьми. Кроме того, само по себе развитие навыков интроспекции не всегда сулит напрямую хоть какое-то облегчение.

Образуется замкнутый круг: для восстановления когнитивных ресурсов и отношений поддержки необходимы навыки самонаблюдения, но для развития этих навыков нужны когнитивные ресурсы и отношения поддержки.

На попытках выйти из этого замкнутого круга прерывается большое количество попыток психотерапии.

Стратегия выхода из безресурсного состояния очевидна это отказ от реализации в рамках одной терапии одновременно двух задач, т.е. следует сосредоточиться на одной из них:

1) либо делать что-то для улучшения состояния используя фармакологию, внушение, предоставляя клиенту свои когнитивные ресурсы и забыв о развитии навыков интроспекции;

2) либо заниматься развитием навыков интроспекции, предупредив клиента, что в этом случае его ждет очень нескорый и необязательный результат. В этом случае психотерапия похожа на реабилитацию после лечения травмированной конечности — больно, обескураживающе медленно и постоянно сталкивает с переживанием неполноценности.

Есть еще и третий, интегративный путь — вынести развитие навыков интроспекции за пределы психотерапии, например, рекомендовать клиентам освоение азов светской медитации в которой не преследуется цель непосредственного облегчения симптомов и состояний.

В вопросе же что сначала терапия или медитация, я по вышеизложенным соображения сторонник подхода «сначала медитация, а потом уже терапия».

Автор: Денис Андрющенко

stepone